>> Будет ли Бавария биться с Ман Сити?

>> Скаут МЮ пошел по стопам Балотелли. Что вы пропустили, пока спали

>> Роман Ерёменко - MVP 16-го тура РФПЛ

История легендарного гонщика Эй Джей Фойта

«У меня было много аварий, но я всегда довольно быстро восстанавливался. Правда, теперь здоровье уже не то. На протяжении всей карьеры у меня не было проблем со здоровьем, и я даже не представлял, какое это счастье - быть здоровым», - говорит сейчас Фойт.

В середине ноября ветерану провели операцию по тройному шунтированию сердца. В начале декабря его выписали из больницы, и теперь его главная цель - окончательно поправиться к следующим «500 милям Индианаполиса». Половину из своих 80 лет Фойт посвятил карьере пилота, по завершении которой продолжил участвовать в гонках, но уже с командного мостика. В этом году в составе его собственной команды на «Старую кирпичницу» приедут Такума Сато и Джек Хоксуорт. Борьба снова только начинается.

Рождение легенды
Впервые за руль гоночной машины Энтони Джозеф Фойт-младший сел в возрасте трёх лет - это был собранный отцом, механиком и гонщиком-любителем, снаряд с открытыми колёсами. Поначалу Эй Джей гонялся только в пределах заднего двора, но через два года он уже побеждал Дока Косси в дуэли на «Хьюстон Спид Боул». Тогда - в пятилетнем возрасте - Фойт и решил, что в жизни хочет заниматься только гонками.

Отец, правда, был против увлечения сына. Тони Фойт понимал, какому риску подвергаются гонщики, и к тому же не был доволен тем, что отпрыск регулярно катается на его машинах. Однажды Эй Джей с приятелями угнал гоночный миджет отца прямо из трейлера. Никто снова ничего не заподозрил бы, но двигатель в какой-то момент предательски загорелся. Тони был в ярости - дело не в автомобиле, а в том, что сын ему лгал. Эй Джею тогда было 11 лет.

К 16 годам Фойт-младший уже гонялся на расточенном «Форде» по родному Хьюстону. В ходе одного из таких променадов за Эй Джеем погнались полицейские. Подросток легко удрал от стражей порядка, бросил машину где-то в подворотнях, а дома заявил, что «Форд» кем-то угнан. Затем, правда, полицейские навестили Фойтов, рассказав об инциденте главе семейства. Тот снова пришёл в ярость и наказал сына самым жестоким способом, какой только мог придумать, - он запретил Эй Джею год садиться за руль чего-либо.

Восхождение Фойта
В мае 1958-го Фойт впервые приехал в Индианаполис в качестве гонщика. К тому моменту он уже пять лет гонялся на местном уровне на подготовленных отцом автомобилях. Регулярно участвовать в соревнованиях Эй Джей начал сразу после окончания школы. Фойт обратил на себя внимание местных любителей автоспорта, став главной гоночной знаменитостью штата. Отличительными чертами юного пилота были утончённый пилотаж и непримиримый настрой на борьбу. Фойт также выделялся на фоне других шёлковой рубашкой и белыми брюками, за которые он получил не самое лестное прозвище «модник».

Индианаполис был мечтой Фойта. В детстве он часто приезжал сюда вместе с отцом, затем посещал гонку с женой, но прежде чем самому выйти на старт знаменитой 500-мильной гонки, должен был проявить себя в других гонках. В USAC Championship Car, самых престижных американских гонках с открытыми колёсами того времени, Фойт дебютировал в 1957-м, после серии побед в миджетах. В своём первом сезоне в Championship Car Фойт выступил в восьми этапах из тринадцати, причём трижды не прошёл квалификацию, однако это не помешало завоеванию титула «Новичок года».

В следующем году дебютант выступал на полном расписании. Сезон 1958 года начался для Фойта с «500 миль Индианаполиса». В гонке должен был принять участие знаменитый Хуан-Мануэль Фанхио, но когда у звезды Формулы-1 уже в тренировках машина «не поехала», тот быстро оставил эту затею. Фойт же квалифицировался двенадцатым - неплохо для первого же выступления на «Старой кирпичнице».

Та гонка стала для всех непростым испытанием - больше всего она запомнилась гибелью Пэта О"Коннора в завале с участием 15 машин уже на первом круге. Фойт избежал этой аварии, но угодил в другую - за 50 кругов до финиша 23-летний гонщик поскользнулся на луже масла. Эй Джей в итоге был классифицирован 16-м и получил в качестве призовых почти три тысячи долларов - рекордный для себя гонорар на тот момент.

Годом позже Фойт впервые прошёл всю дистанцию «пятисотки» и финишировал 10-м. Эй Джей демонстрировал явный прогресс, позволивший добиться пятой позиции по итогам года. Правда, в 1960-м Эй Джей снова потерпел в Индианаполисе поражение - отказ сцепления ещё до середины дистанции и классификация лишь на 25-й строчке.

Неудачи сделали Фойта ещё более решительным. С самого начала карьеры он не брезговал никакими состязаниями и помимо выступлений в USAC Championship Car гонялся на миджетах и спринт-карах. Он дважды выигрывал Ночной Гран-при Индейки, самую престижную гонку в категории миджетов, а также первенствовал в Hut Hundred при старте с последнего места. Вместе с этим в 1960-м он стал чемпионом USAC Eastern Championship.

Победы в Championship Car были вопросом времени. И уже в сентябре того года Эй Джея прорвало. Он выиграл грязевые гонки в Ду-Койне и Индиане, а также победил в двух финальных гонках - в Сакраменто и Финиксе. Ударная концовка позволила Фойту отобрать звание национального чемпиона у Роджера Уорда.

«Британское вторжение»
В мае 1961 года в Индианаполис приехали звёзды из Европы - дважды чемпион Формулы-1 сэр Джек Брэбэм на диковинном «Купере Т54». У этой странной маленькой машинки двигатель располагался сзади. Низко посаженный с миниатюрным по сравнению с привычными здесь переднемоторными родстерами автомобиль смотрелся странно. Впрочем, многие знали, что эта зелёная машинка - чемпион Формулы-1.

Главными претендентами на победу считались ветераны Эдди Закс и Роджер Уорд. Эксперты обращали внимание на многообещающую молодёжь - Эй Джей Фойта, Джима Хёртубиза и Парнелли Джонса. В неплохой форме пребывал Трой Раттмэн. Брэбэма к фаворитам не относили - двигатель был явно слабее, чем у местных пилотов.

Двигатель в итоге и похоронил надежды Брэбэма. Развесовка и управляемость в поворотах позволяли «Куперу» быть конкурентоспособным, но нехватка мощности на прямых была фатальной. В квалификации чемпион Формулы-1 показал лишь 17-й результат, а в гонке смог пробиться лишь на девятую позицию.

Борьба за победу на последних отрезках дистанции свелась к противостоянию Закса и Фойта. После финальных пит-стопов Эй Джей сохранил лидерство, и неожиданно для самого себя начал отрываться. Вскоре механики жестами начали зазывать его ещё на один пит-стоп - из-за проблем с горловиной в бак не долилось топлива, и до финиша горючего не хватит.

За 16 кругов до финиша Фойт сворачивает на короткую дозаправку, но возвращается на трассу уже в 25 секундах позади Закса. Он ещё пытается атаковать, но победа очевидно упущена. Однако за три круга до финиша у Закса «поплыла» резина, и одна из шин могла не дотянуть до финиша. Эдди предпочёл не рисковать и совершил дополнительный пит-стоп. Фойт вышел вперёд из преимуществом в восемь с небольшим секунд выиграл «500 миль Индианаполиса» - гонку, о которой грезил с трёх лет.

Фойту в тот день было 26 лет, а «500 миль Индианаполиса» отмечала полувековой юбилей. В октябре 1961-го, наконец, заасфальтировали и главную прямую трассы, оставив лишь символический ярд кирпичей, в честь которых автодром получил прозвище «Старая кирпичница». Получается, Эй Джей Фойт - последний победитель того старого «кирпичного» Индианаполиса.

В течение следующих 16 лет Эй Джей Фойт выиграет здесь ещё трижды и поставит рекорд, который держится до сих пор. Лишь двоим гонщикам удалось повторить это достижение - Элу Анзеру-старшему и Рику Мирзу.

Примечания к послужному списку
Две последние победы в Индианаполисе Эй Джей одержал в составе собственной команды. Кроме того, Кени Брак на машине AJ Foyt Enterprises выиграл «500 миль Индианаполиса» в 1999 году.

Эй Джей Фойт является обладателем «Тройной короны» гонок на выносливость: в 1967-м он с первой попытки выиграл «24 часа Ле-Мана», победил в «500 милях Дайтоны» в 1972 году, а в 1983-м и 1985-м первенствовал в марафоне «24 часа Дайтоны».

В 1989 году Эй Джей Фойт был включён в Зал славы американского автоспорта, в 2000-м - в Международный зал славы. В конце 90-х Фойт также был назван в числе 50 величайших гонщиков NASCAR и разделил награду «Гонщик века» по версии Associated Press с Марио Андретти.

Формально Фойт выступил в трёх Гран-при Формулы-1 - до 1961 года «500 миль Индианаполиса» считались одним из этапов чемпионата мира. К этому моменту лучшим результатом Фойта было 10-е место, так что на его счету нет даже очков.

В США Фойт почитается не только как один из наиболее успешных гонщиков, но и как выдающийся спортсмен. Его активная карьера насчитывает четыре десятилетия - в 1997 году в возрасте 62 лет он пытался выступить на этапе NASCAR в Индианаполисе, но не прошёл квалификацию.