>> Шансы ЦСКА и Зенита - в диалоге обозревателей

>> Александр Ушахин официально стал главным тренером ФК Луч-Энергия

>> Рагнар Сигурдссон: Краснодару в затылок дышат много команд

Откуда у 'Баварии' 530 миллионов евро

Финансовые показатели «Баварии»

Финансовый директор «Баварии» Ян-Кристиан Дреезен в конце ноября озвучил впечатляющие цифры: в 2013/14 финансовом году оборот клуба впервые превысил отметку в полмиллиарда евро и составил 528,7 миллиона. Рост в сравнении с прошлым годом - 96 миллионов евро.

Для справки: мюнхенский клуб находится в собственности организации FC Bayern Munchen AG («Баварией» управляют как акционерным обществом, чьи акции не котируются на открытой бирже, но находятся в частной собственности болельщиков). Ей принадлежит 75 процентов акций. Пакетом примерно из 9 процентов акций владеет производитель спорттоваров Adidas (компания приобрела свои акции в 2002 году за 77 миллионов евро). Примерно такое же количество акций имеют в своей собственности автомобильный концерн Audi (в 2009 году он приобрел их за 90 миллионов евро) и страховая компания Allianz (она заплатила за него 150 миллионов евро).

Что составляет основу финансового роста мюнхенского суперклуба?

Спортивные результаты

За последний сезон «Бавария» сохранила звание лучшего клуба Германии (выигран чемпионат и Кубок), а также добилась побед в Суперкубке Европы и клубном чемпионате мира. Но максимальный заработок клубу принес выход в полуфинал Лиги чемпионов: более 40 миллионов евро (он сложился из бонуса за участие, маркетингового пула и призовых за результаты по итогам всех матчей).

Трансферы

Следующий важный фактор финансового роста - трансферная политика. Этим летом за Хаби Алонсо, Мехди Бенатиа, Пепе Рейна и Хуана Берната «Баварией» был заплачен в общей сложности 51 миллион евро (Себастьян Роде и Роберт Левандовски перешли в команду Хосепа Гвардьолы на правах свободного агента). На продажах, в свою очередь, клуб заработал 53 миллиона («Бавария» осталась с прибылью - 2 миллиона): команду покинули Диего Контенто, Тони Кроос, Марио Манджукич и Даниэль ван Бюйтен, завершивший футбольную карьеру.

Прошлой зимой трансферная политика «Баварии» свелась к отдаче в аренду опорного полузащитника Яна Кирхгоффа в «Шальке».

Для сравнения, прошлым летом немецкий клуб остался в минусе: потратил 62 миллиона евро (покупка Тиагу Алькантары, Марио Гетце и Яна Кирхгоффа, пришедшего на правах свободного агента), а заработал всего 36 миллионов (продажа Луиза Густаву, Марио Гомеса, Нильса Петерсена; Анатолий Тимощук покинул клуб на правах свободного агента). Итого, убыток в 26 миллионов.

Коммерческая деятельность

Прибыль «Баварии» от мерчандайзинга поднялась на 33 миллиона евро, от маркетинга и спонсорских контрактов - еще на 15 миллионов евро.

Мюнхенский клуб продал 1,3 миллиона игровых футболок по итогам финансового года. Это больше, чем реализовали все остальные клубы бундеслиги вместе взятые (рекорд для «Баварии» и всей Германии). К примеру, майки с фамилией Гетце продемонстрировали пик продаж после его победного гола в финале ЧМ-2014, а футболки Роберта Левандовски и Хаби Алонсо - непосредственно после их официального подписания.

Теперь о спонсорских контрактах. К уже имевшимся (Coca-Cola, adelholzener, Flyeralfram, baern3, Henkel, Hublot, Philips, MAN, Nestle, Siemens AG, schaeffler, SPG, THOMAS SABO, Trentino) добавились новые взаимовыгодные договоры с крупными компаниями: так, производитель одежды Giorgio Armani на три года станет официальным партнером «Баварии» в направлении «Мода и эксклюзивная одежда».

Развивает «Бавария» и глобальный маркетинг: клубный сайт имеет версии на английском, японском, испанском, китайском, арабском и, внимание, русском языке.

Внутренний рынок и отсутствие долгов

Почти невероятно, но факт: у клуба нет долгов, плюс к тому мюнхенцы придерживаются собственной философии (тут прослеживаются схожие с «Барселоной» черты): выращивать суперзвезд из своих юных воспитанников. Придерживаясь этих двух простых фундаментальных принципов, «Баварии» удалось создать уникальную и крайне эффективную бизнес-модель.

Пока ее соперники в Европе, «Манчестер Юнайтед», «Реал» и «Барселона», давно исчерпав ресурсы на внутренних рынках, зарабатывают за счет Азии и Ближнего Востока, а в последнее время - и США, мюнхенцы, как и многие успешные команды Нового Света, сейчас процветают благодаря мощному внутреннему рынку.

На этом фоне расходы клуба возросли на 13 миллионов евро, и чистая прибыль в целом поднялась с 2,5 до 16,5 миллиона евро.

Еще одни цифры от финансового директора «Баварии» Яна-Кристиана Дреезена: «405 миллионов собственного капитала - по этой статье мы являемся первым клубом в мире. Кроме того, все долги за строительство 'Альянц-Арены' выплачены, так что как в спортивном, так и в экономическом плане 'Бавария' стоит на таком крепком фундаменте, которого у клуба еще никогда не было».

Итак, стадион. «Бавария» полностью расплатилась за строительство «Альянц Арены», возведенной в 2005 году, на 16 лет раньше срока (до переезда мюнхенцы проводили домашние матчи на «Олимпийском» стадионе). Клуб занял 346 миллионов евро на 25 лет и спустя девять с половиной лет полностью расплатиться с долгами. Теперь доходы от «Альянц Арены» будут инвестированы в развитие команды.

Продажа телевизионных прав

Тут «Бавария», да и вся немецкая бундеслига, явно уступает своим европейским конкурентам. Компания Sky Deutschland приобрела пакет на показ матчей бундеслиги на 2013-2017 годы за рекордные для Германии 628 миллионов евро (сумма превышает показатели предыдущего контракта на 52 процента). Стоит оговориться - речь идет не только о бундеслиге, но и низших немецких футбольных лигах, которые получают не менее 20 процентов от обозначенной суммы. Еще 70 миллионов приносят зарубежные телекомпании.

Таким образом, немецкий чемпионат продолжает вариться в собственном соку, и на долю внутреннего рынка приходится львиная доля всех поступлений от телекомпаний (например, в Англии зарубежные трансляторы платят английским клубам более 1,5 миллиарда фунтов). При этом разница между доходами первой команды («Бавария» - 37 миллионов евро) и последней («Айнтрахт» Брауншвейг - 18 миллионов) - минимальная среди всех ведущих чемпионатов (всего 19 миллионов евро).

Такая довольно демократическая система однако вряд ли устраивает «Баварию», которая по поступлениям от телевизионщиков сильно уступает другим европейским клубам: всем коллективам английской премьер-лиги (они имеют от 74 до 117 миллионов евро в год), семи итальянским («Ювентус» - 94 миллиона, «Интер» - 80 миллионов, «Милан» - 78 миллионов, «Рома» - 61 миллион, «Наполи» - 60 миллионов, «Лацио» - 50 миллионов и «Фиорентина» - 44 миллиона), четырем испанским («Реал» и «Барселона» - по 140 миллионов, «Валенсия» - 48, «Атлетико» - 42) и трем французским («ПСЖ» - 47 миллионов, «Марсель» - 42 миллиона, «Лион» - 41 миллион).

Билеты и болельщики

Итак, бундеслига занимает последнее место среди чемпионатов большой пятерки (Англия, Испания, Италия, Германия и Франция) по количеству поступлений от продажи прав на телетрансляции, но лидирует по средней посещаемости матчей (цифры сезона-2013/14 - 43 502 тысячи человек).

В конце ноября «Бавария» стала самым крупным футбольным клубом в мире - официально зарегистрировано 251 315 болельщиков мюнхенского клуба. Благодаря этому обстоятельству, а также вполне доступным ценам на билеты (примерно от 20 евро) на «Альянц Арене» редко бывают свободные места. Это приносит клубу средний доход в примерно в 4 миллиона евро за игру.