ЦЕЛИ
Закончив сезон-2013 на последнем месте, в новом году «Кэтерхэму» во что бы то ни стало надо было хоть как-то улучшать ситуацию, дабы гарантировать команде будущее, ведь всё чаще и чаще стали циркулировать слухи, что Тони Фернандесу, испытывающему многочисленные проблемы со своими непрофильными бизнесами, порядком надоело выбрасывать миллионы на ветер…
Учитывая контекст существования, выбор пилотов «Кэтерхэма» вполне очевиден - оставив за бортом финна Хейкки Ковалайнена и голландца Гидо ван дер Гарде, коллектив им на смену взял платёжеспособного шведа Маркуса Эрикссона, сумевшего похвастаться состоятельными спонсорами, а также опытного японца Камуи Кобаяси, ухитрившегося собрать с фанатов средства на продолжение карьеры.
Как знать, может, чего-то малайзийской команде и удалось бы достичь, если бы не свалившаяся на голову смена технического регламента и возросшие в этой связи затраты на силовые агрегаты. К тому же гибридные установки «Рено» оказались по своим характеристикам абсолютно не соответствующими своим характеристикам - слабые и ненадёжные…
РЕЗЮМЕ
Сезон-2014 команда провалила целиком и полностью. Не помогли ни трёхлетний опыт в Формуле-1, ни новая база в Лифилде, ни опытные сотрудники - в гонках зелёные болиды стабильно занимали последние позиции и доезжали до финиша в числе последних, если вообще не сходили из-за технических проблем.
Несколько финишей вне очковой зоны, но впереди основных и единственных конкурентов из «Маруси» (несмотря на заявления руководства «Кэтерхэма» о намерениях бороться в середине пелотона) стали слабым утешением для коллектива. Даже подгтотавливаемые обновления болида эффекта не приносили…
В Монако Маркус Эрикссон внезапно финишировал 11-м, и в принципе этого могло бы хватить на десятое, а то и девятое место в Кубке конструкторов по итогам года, если бы в этой же гонке «Маруся» под управлением француза Жюля Бьянки не набрала первые для трёх «новых» команд очки за девятое место!
Такого удара судьбы Тони Фернандес не перенёс и избавился от команды. Достойно продать её не удалось, и после смены владельца окологоночный мир сотрясли многочисленные скандалы и судебные разбирательства относительно того, что кому принадлежит и кто сколько кому должен. В результате после Гран-при России «Кэтерхэм» пропустил два этапа, а на финальную гонку сезона собрал средства с помощью краудфандинга, вызвав недовольство этим поступком у многих в Формуле-1…
К сожалению, ситуация выглядит более чем печально. Порядка в команде нет, разборки судебные отвлекают от основной работы, средств к существованию не наблюдается, надежд на светлое будущее - тоже.
ЛУЧШАЯ ГОНКА
Лучшим этапом в прошедшем сезоне «Кэтерхэм» может считать Гран-при Монако, где в суматошной гонке на уличной трассе обоим болидам малазийской команды удалось добраться до финиша, и сделать это пилоты смогли на неплохих позициях - Эрикссон увидел клетчатый флаг 11-м, а Кобаяси стал 13-м. Это достижение так и осталось наивысшим для Маркуса и Камуи на протяжении всего чемпионата.
ХУДШАЯ ГОНКА
Гран-при Австралии, Канады и Венгрии можно было бы назвать худшими, поскольку ни одна из машин «Кэтерхэма» до финиша не добралась, но на самом же деле худшей гонкой стал финал сезона в Абу-Даби. Дело даже не в том, что Кобаяси сошёл, а новый напарник Камуи британец Уилл Стивенс стал 17-м, а в том, как команда боролась за участие в Гран-при. Сбор средств с болельщиков, позволивший попасть на этап, вызвал гнев у промоутера Формулы-1 Берни Экклстоуна и представителей некоторых других команд - все сошлись во мнении, что лучше было бы тихо-мирно пойти ко дну а-ля «Маруся», чем прикрываться благими целями ради решения собственных проблем.
ПИЛОТЫ
Формальным лидером команды стал опытный Камуи Кобаяси, но сотворить чудо с тем болидом, который предоставил ему «Кэтерхэм», японец не смог. Caterham CT05 не хватало скорости и надёжности, аналогичные проблемы преследовали и силовую установку Renault Energy F1-2014. Самого же японца, несмотря на внесённые в кассу команды средства, коллектив не гнушался высаживать из кокпита ради других пилотов при деньгах, что явно не мотивировало спорстмена из Японии.
Швед Маркус Эрикссон особо не блистал в молодёжных сериях, да и в Формуле-1 ничем особенным о себе не заявил, разгромно уступая напарникам, но сумев собраться с силами во второй половине сезона. Правда, когда силы появились у пилота, они стали покидать команду, а закончились взаимоотношения сторон переходом гонщика в стан швейцарского «Заубера» и отказом выступать на финальном Гран-при сезона в Абу-Даби в составе малазийского коллектива.
Но помимо двух основных пилотов участием в гонках в составе «Кэтерхэма» отметились и два дебютанта Формулы-1 - в Бельгии стартовал немец Андре Лоттерер, а в Абу-Даби поехал британец Уилл Стивенс. И если звезда марафонских гонок сенсационно деклассировала своего напарника в квалификации, сойдя в Гран-при на первом же круге, то выходец из младших серий стал единственным пилотом своей команды, добравшимся до финиша в финале чемпионата.
«Кэтерхэм»: 17 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 11-е место Кубка конструкторов. Лучший финиш: 11-е место (Маркус Эрикссон, Гран-при Монако).
Маркус Эрикссон: 16 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 19-е место в чемпионате. Лучший финиш: 11-е место (Гран-при Монако).
Камуи Кобаяси: 16 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 22-е место в чемпионате. Лучший финиш: 13-е место (Гран-при Малайзии и Монако).
Уилл Стивенс: 1 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, 23-е место в чемпионате. Лучший финиш: 17-е место (Гран-при Абу-Даби).
Андре Лоттерер: 1 Гран-при, 0 побед, 0 подиумов, 0 очков, NC. Лучший финиш: DNF (Гран-при Бельгии).
ПЕРСПЕКТИВЫ
Особых перспектив у «Кэтерхэма» в Формуле-1 нет - у команды не хватает финансов, выплат со стороны ФОМ не видать, как и выхода из сложившегося внутри коллектива кризиса: из-за раздоров, которые мешают нормально функционировать, рассчитывать на что-то сложно. Если команда сможет максимально быстро разобраться с судебными исками и взаимными претензиями между покупателями разных активов, а после этого предоставить потенциальным инвесторам заманчивое предложение, то, чем чёрт не шутит, возможно, мы и увидим «Кэтерхэм» на старте сезона-2015. В противном же случае надеяться команде не на что - ни соперники, ни Берни Экклстоун не одобрили идею краудфандинга, а собрать с фанатов деньги на 20 Гран-при следующего чемпионата не удастся уже ни под каким соусом.
Впрочем, даже если коллектив будет спасён, то в сезоне-2015 ему будет уготована судьба мальчика для битья. Скорее всего, команде придётся использовать слегка модернизированный прошлогодний болид и устаревшую версию силовой установки «Рено» - очевидно, что в такой ситуации бывший проект Фернандеса сможет лишь бороться сам с собой и мешать всем остальным.