>> 5-й тур Лиги чемпионов. Что и где смотреть в среду

>> Экс-директор аэропорта Туношна впервые дал показания на суде по делу погибшего Локомотива

>> Суровый мороз не помешал римлянам. Что пишут итальянские СМИ о матче ЦСКА - Рома

Как Великая депрессия помогла спорту стать большим бизнесом

Что такое Великая депрессия?

В октябре 1929 года началось катастрофическое падение стоимости акций на нью-йоркской бирже. За три следующих года фондовый рынок США потерял 89% своей стоимости, восстановив позиции лишь в 1954-м. Эти события совпали с началом самого тяжелого экономического спада в современной истории планеты. Кризис затронул экономики практически всех развитых стран мира. Кстати, СССР с его плановой изолированной экономикой пострадал минимально. В некоторые моменты кризиса безработным оказывался каждый третий житель США, разорялись компании и банки. До сих пор нет единого мнения о причинах начала Великой депрессии. Одни экономисты говорят о пузыре на фондовом рынке, возникшем в результате разбалансированности мировой экономики после окончания Первой мировой войны. Другие, признавая наличие пузыря, винят во всем руководителей Федеральной резервной системы США, слишком поздно и недостаточно адекватно реагировавших на проблемы в экономике. Считается, что Великая депрессия закончилась только в середине 1940-х годов.

Как Великая депрессия повлияла на спорт?

В 1920-е годы профессиональный спорт в США переживал период расцвета, связанный с притоком больших денег. Бейсбол, бокс, хоккей, американский и даже европейский футбол приносили высокую прибыль владельцам профессиональных клубов и устроителям состязаний. К примеру выручка от двух боев боксера Джека Демпси (Jack Dempsey) (в 1921 году против Жоржа Карпантье (Georges Carpentier) и в 1927-м против Джина Танни (Gene Tunney)) составила соответственно 1 млн и 2 млн долларов (около 14 млн и 26 млн в долларах 2014 года с учетом инфляции). По инерции сезон 1930-го прошел для спортивной индустрии относительно спокойно. Количество зрителей на матчах Главной бейсбольной лиги (MLB) превысило 10 млн, однако с 1931 года начало стремительно сокращаться, упав к 1933 году на 40 участников, сократив свой состав до шести команд. Кризис и вовсе поставил крест на развитии в США европейского футбола, несмотря на то, что в 1930 году сборная этой страны вышла в полуфинал чемпионата мира в Уругвае. Две профессиональные лиги соккера просто прекратили свое существование.

Сократились ли доходы спортсменов?

Да. Средний доход бейсболистов (в то время бейсбол в США был самым популярным видом спорта) упал на 25%, составив 6-7 тысяч долларов в год (от 106 тыс. до 124 тыс. долларов 2014 года с учетом инфляции). Обычный американец в это время зарабатывал около 1,3 тыс. долларов. На сокращение зарплаты пошел даже бейсболист Бэйб Рут (Babe Ruth) - спортивная звезда №1 в 20-30-е годы XX века в США.

Что делали спортивные менеджеры, чтобы справиться с трудностями?

Поначалу реакция была панической: столкнувшись с падением выручки, владельцы бейсбольных клубов принялись сокращать расходы: уменьшали заявочные листы команд (с 25 до 23 человек), увольняли помощников тренеров и вспомогательный персонал. Но исправить ситуацию не удавалось, клубы генерировали убытки. Тогда кризис заставил менять традиционную бизнес-модель (основной доход - от продажи билетов) на более современную, при которой клуб диверсифицирует источники прибыли (продажа прав на трансляцию, спонсорство, лицензирование продукции, трансферы игроков).
Пришлось повернуться лицом к болельщикам. Для привлечения зрителей в MLB впервые был проведен Матч всех звезд (автором идеи стал спортивный редактор газеты Chicago Tribune Арч Уорд (Arch Ward)). Бейсбольные матчи стали проходить по вечерам при искусственном освещении. До этого считалось, что только дневной свет обеспечивает спортсменам и зрителям хорошую видимость. Но работающие люди (а ведь только они были платежеспособной аудиторией) не могли посещать игры днем. Наконец, клубы разрешили транслировать матчи по радио. Долгое время менеджеры просто боялись, что радиотрансляции приведут к оттоку зрителей со стадионов. К тому же они не хотели ссориться с влиятельными газетами, державшими монополию на освещение матчей. Но когда посещаемость упала до предела, терять было нечего. В 1935 году бейсбольный клуб Chicago Cubs разрешил транслировать по радио все игры сезона. Вопреки ожиданиям, количество зрителей на матчах начало расти, ведь радио способствовало грандиозному росту популярности спорта. К тому же с этой стороны потекли деньги. Уже в 1939 году права на радиотрансляцию матчей Мировой серии (финал бейсбольного первенства) были проданы за 400 тыс. долларов. Доступ к широкой аудитории привлекал рекламодателей и спонсоров. В 1937 году впервые была организована целая серия спортивных состязаний под эгидой компании-спонсора Adam Hats - боксерские матчи на нью-йоркском ипподроме. Позже именно продажа прав на трансляции стала основным источником доходов профессиональных клубов не только в США, но и в Европе.

Какие люди стали главными спортивными героями времен Великой депрессии?

«Спортивные герои 1930-х позволяли отдохнуть от депрессии, вызванной Депрессией, - вспоминал Марти Гликман (Marty Glickman), участник Олимпиады 1936 года. - Спортивные трансляции по радио были теми редкими моментами, когда можно было расслабиться». «Мы не хотели думать о героях спорта 1930-х годов, как о людях, - цитирует The Seattle Times спортивного историка из Университета Цинциннати Кевина Грейса (Kevin Grase). - Мы хотели думать о них, как о богах».
Наибольшие симпатии у публики вызывали атлеты, сталкивавшиеся на пути к успеху с далекими от спорта проблемами. Боксер Джеймс Брэддок (James J. Braddock) работал грузчиком и получал пособие по безработице, прежде чем пробился в чемпионы мира. О его судьбе в 2005 году был снят фильм «Нокаут» (в оригинале Cinderella Man) с голливудскими звездами Расселом Кроу и Рене Зельвегер в главных ролях.

Темнокожий бегун Джесси Оуэнс (Jesse Owens), даже выиграв четыре золотые медали на Олимпиаде в Берлине, был вынужден подниматься на вечеринку в свою честь на грузовом лифте - отель Уолдорф-Астория в Нью-Йорке не позволил ему воспользоваться пассажирским лифтом наравне с белыми людьми.

Еще один черный спортсмен - боксер Джо Луис (Joe Louis Barrow) стал гордостью нации, победив в «матче столетия» в 1938 году немца Макса Шмелинга (Maximillian Schmeling). Это был второй бой между соперниками, в первом, за два года за этого, победил Шмелинг. В присутствии почти 70 тыс. зрителей на Yankee Stadium в Нью-Йорке Луис нокаутировал Шмелинга в первом раунде. Это была первая международная радиотрансляция спортивного состязания. Сам бой принес экономике Нью-Йорка около 3 млн долларов.

Но одним из главных спортивных героев времен Великой депрессии считается не человек, а жеребец по кличке Галета (Seabiscuit).

Причем здесь конь?

В начале 1930-х власти многих американских штатов, пытаясь пополнить бюджет, разрешили делать ставки на скачках, забирая свой процент в виде налогов. Возможность за несколько минут заработать легкие деньги привлекала людей - конный спорт стал невероятно популярен. Жеребец Галета по виду был типичным лузером: невысокий, костлявый, нескладный, вечно заторможенный. Да еще и его жокей Ред Поллард (Red Pollard) был одноглазым. Но после трех лет неудач Галета неожиданно начал выигрывать все подряд, став любимцем масс. В 1938 году состоялася «гонка века» между ним и признанным фаворитом Военным адмиралом (War Admiral). Ставки принимались из расчета 4 к 1 в пользу Адмирала. За скачкой следили 40 тыс. зрителей на ипподроме и 40 млн. радиослушателей по всей стране. Галета выиграл. Об этом коне было снято два художественных фильма, включая ленту 2003 года «Фаворит» (в оригинале Seabiscuit).

Помогали ли власти США профессиональному спорту в период кризиса?

Нет. Профессиональный спорт в США был и остается частным бизнесом, в который власти страны не вмешиваются. Однако в рамках реализации экономической политики Нового курса, провозглашенной президентом Рузвельтом (Franklin Delano Roosevelt), в США во время Великой депрессии за государственный счет активно строились общественные стадионы и спортивные сооружения. Управление общественных работ (WPA) с 1935 по 1941 годы потратило на создание сооружений для отдыха и спорта около 1 млрд долларов (более 16 млрд долларов 2014 года с учетом инфляции).

Есть ли в этой истории полезная информация для участников российской спортивной индустрии?

Прямые аналогии невозможны: Россия в 2014 году не похожа на США в 1929-м, надвигающийся финансовый кризис трудно сравнивать с Великой депрессией, к тому же спорт, даже профессиональный, в нашей стране редко обходится без государственного финансирования, пусть и опосредованного. Да, время Вашингтонского консенсуса, декларировавшего безусловно низкую эффективность государственных компаний в сравнении с частными, прошло. Но опора на гарантированные бюджетные деньги все равно мало способствует резким изменениям, особенно в условиях турбулентности. А ведь в этом и заключается основной урок, вынесенный американской спортивной индустрией из эпохи Великой депрессии: те, кто не готов быстро меняться под воздействием обстоятельств, умирают.

Александр Богомолов